Дистанционное обучение

Рабочая учебная программа дисциплины

«ОСНОВЫ ПАТЕНТОВЕДЕНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ»

В порядке рекомендации можно предложить следующую программу обучения изобретательскому творчеству, которая отрабатывалась в Республике Татарстан со школьниками, студентами и слушателями Курсов подготовки патентоведов и организаторов изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятиях и в организациях РТ (лицензия Министерства образования и науки Республики Татарстан от 13.10.2010г. № 717) в течении нескольких лет. 

Методы активизации творческого мышления: мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологических матриц, метод ассоциаций. 

1. Законы развития технических систем. 

2. Виды изобретательских задач.

3. Изобретение и его признаки.

4. Международная классификация изобретений.

5. Эвристические приемы решения изобретательских задач.

6. Вепольные преобразования.

7. Синтез физических принципов действия.

8. Основы теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.

9. Упрощенная методология решения изобретательских задач.

10. Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ. 

11. Подготовка материалов заявки на изобретение. 

Экспериментальная проверка предлагаемой изобретательской идеи требует наличия определенных финансовых средств, которых обычно нет у изобретателей. К тому же сама процедура подачи заявки на изобретение, проведение экспертизы, поддержание полученного патента в силе также предполагают финансовые затраты. Отсюда следует, что без оказания соответствующей внешней финансовой поддержки изобретателей рассчитывать на развитие массового изобретательства в России не приходится. 

Итак, повышение творческой активности и патентной грамотности школьников, студентов и специалистов возможно только при системном подходе, предусматривающем наличие определенных условий, среди которых: 

1) введение в учебный процесс дисциплин по технологии изобретательской деятельности;

2) обучение преподавателей этих дисциплин теории и практике решения  изобретательских задач и патентованию изобретательских решений;

3) проведение обязательного патентного поиска при выполнении дипломных проектов на инженерных специальностях вузов; 

4) возможность доступа к различным информационным фондам, в том числе патентов, физических, химических и прочих эффектов, приемов решения изобретательских задач; 

5) наличие системы организационной и финансовой поддержки изобретателей. 

Подобный системный подход может дать ощутимый эффект как в части повышения квалификации специалистов, так и в части защиты авторских прав и создания конкурентоспособной продукции. 


Интеллектуальная cобственность

Право интеллектуальной собственности является подотраслью гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

Во вступившей в силу с 1 января 2008 г.четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации проведена кодификацияэтой части гражданского законодательства. Особенно это актуально в связи с предстоящим вступлением нашей страны в ВТО. Главное здесь – унификация правоотношений в соответствии с международными нормами (гармонизация этих правоотношений).

Инновационное развитие диктует новые требования к управлению результатами интеллектуальной деятельности. Все большую роль в рыночной экономике играют нематериальные активы. Результаты интеллектуальной деятельности в виде высоко технологической и наукоёмкой продукции определяют экономический рост и социально-политическое положение стран в мире.

Глобальные изменения последних десятилетий требуют адекватных методов управления интеллектуальной собственностью. В эти изменения вовлекается всё большее количество людей с их интересами, затрагиваются и всё теснее переплетаются экономические и правовые отношения.

Цель учебного модуля – помочь пользователям систематизировать представления об интеллектуальной собственности, освоить основные подходы к регулированию правоотношений,научиться использовать полученные знания на уровне организации для обеспечения хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности, осознать возможности восстановления и защиты прав интеллектуальной собственности и пресечения недобросовестной конкуренции.

В модуле рассматриваются экономические и правовые аспекты управления результатами интеллектуальной деятельности (РИД), средствами индивидуализации, учет нематериальных активов (НМА), основные аспекты стоимостной оценки интеллектуальной собственности.

Каждая тема модуля содержит практические задания для закрепления материала и тесты для проверки его освоения.