ТРЕНИНГ: ОБУЧИ СЕБЯ САМ

Самостоятельная работа персонала в процессе внутрифирменного профессионального образования - одна из важнейших составляющих переподготовки и повышения квалификации работников предприятий, организаций и фирм вне зависимости от сферы деятельности и форм собственности, организационно-правовых форм деятельности (акционерные общества, малые и частные предприятия, госучреждения и прочие формы).
Ниже даются некоторые рекомендации по организации самостоятельной работы, которые могут оказаться полезными.

1. РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ

Успешная и эффективная профессиональная учеба во многом зависит от систематических и целенаправленных усилий самих работников.

Под самообразованием следует понимать самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры, образования, производства, сферы услуг и любой другой области, где для работы и жизнедеятельности человека они (по его мнению или иным обстоятельствам) остро необходимы. В принципе самообразованием необходимо заниматься всем без исключения и не только для реализации своих планов на работе, но и в быту.

Исторический опыт показывает, что любое настоящее (высокого качества) образование добывается благодаря систематическому самообразованию. То, что изучаешь с интересом, самолично пополняешь запасы своих знаний, добываешь их с желанием надолго остается в голове, а иногда и на всю жизнь. Никто не может предсказать, когда и в каком виде наиболее эффективно накопленные знания сыграют свою решающую роль, но фактом является то, что профессионально подготовленный человек всегда выигрывает в сравнении с теми, кто не потрудился глубоко освоить свою профессию.


К основным формам самообразования обычно относят:
• изучение литературы, составление конспекта на основе глубокого осмысливания прочитанного;
• анализ научных или практических данных, в том числе статистических;
• ознакомление с экспонатами выставок;
• ознакомление и освоение производства во время стажировок и командировок;
• выполнение практических заданий в процессе профессионального обучения;
• участие в работе семинаров;
• активное участие в разборе конкретных ситуаций и при проведении деловых игр;
• участие в выездных занятиях на предприятиях и в организациях;
• изучение эффективных методов работы отдельных работников и персонала в целом;
• подготовка к выступлениям и участие в работе научно-практических и производственных конференций;
• подготовка к занятиям по профессиональному обучению (в качестве слушателя или преподавателя, лектора);
• систематическая работа по составлению и выполнению индивидуального плана работы по самообразованию.


В различных организациях возможны варианты расширения приведенных форм самообразования, а также исключения некоторых из них в соответствии со спецификой и местными условиями работы. Решающую роль в самообразовании имеет хорошо продуманный индивидуальный план работника, согласованный с руководителем или наставником.

Руководителя нельзя навязывать, лучше, если работник сам назовет имя своего наставника. Если нет возможности обеспечить это условие, то лучше дать возможность работнику заниматься самообразованием по личному плану.

Самообучение работника с желанием, увлечением, как правило, дает высокий эффект, и здесь никакие административные меры, приказы руководства фирмы не помогают. Только комплексный подход к профессиональному развитию персонала в целом и к каждому работнику фирмы индивидуально позволяет создать повышенный интерес к приобретению знаний, навыков и профессиональных умений.

Задача менеджера по повышению квалификации работников состоит в том, чтобы помочь понять необходимость, практическую полезность полученных знаний, заинтересовать работников не только в конечном результате профессионального обучения (учебы), но и в самом процессе познания нового.

Этого можно добиться только на основе хорошо разработанной методики проведения всего учебного процесса и самообразования как его важнейшей составляющей. Необходимы также учебные планы, учебно-тематические планы и программы индивидуального обучения, построенные на модульной базе, отражающие тесную связь с производством, позволяющие изучать материал по принципу: от простого к сложному.

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТНИКА

В индивидуальные планы самообразования включаются только вопросы, связанные с углублением профессиональных знаний, повышением квалификации работников всех должностных категорий.
В большинстве случаев мотивацией работника к самообразованию становится желание улучшить условия и качество труда, повысить качество выпускаемой продукции, производительность труда, эффективность (продуктивность) производства повышения уровня оплаты труда и т.п.

Для решения этих вопросов нужны дополнительные знания, а часто и другие профессиональные качества. Овладеть дополнительными знаниями, умениями и навыками помогает непрерывная учебная работа по индивидуальному плану. Здесь надо отметить еще одну особенность осуществления дополнительного профессионального образования (самообразования) внутри фирмы. Оно проводится за счет средств, выделяемых фирмой. Фирма в разумных пределах, в зависимости от должностных функций работника, поощряет его желание получить дополнительные знания. Например, в обучении работе на персональном компьютере, по изучению иностранного языка, если это необходимо для трудовой деятельности. Но, если такое желание возникает для решения своих личных бытовых проблем, то в этом случае фирма не обязана (даже по закону о дополнительном образовании) финансировать расходы на приобретение дополнительных знаний.

Таким образом, в индивидуальные планы по самообразованию включаются только вопросы, связанные с углублением профессиональных знаний работников, развитием их творческого потенциала, повышением их квалификации и соответственно качества труда, В индивидуальных планах, исходя из характера труда работника, должно предусматриваться изучение передового отечественного и зарубежного опыта, новейших достижений науки и техники, технологии производства и управления, экономики и организации производства, права, социологии и психологии и других.

Планируется самостоятельное изучение специальной, научно-технической, экономической и практической (профессиональной) литературы, нормативных и правовых документов, стандартов, патентов, описаний авторских свидетельств и рацпредложений. В планах отражается необходимость получения консультаций и методической помощи от специалистов образовательных учреждений, высококвалифицированных специалистов фирмы и родственных ей организаций.

При составлении индивидуального учебного плана непосредственный руководитель работника подробно беседует о состоянии дел в структурном подразделении, о месте работника в сложившемся производственном коллективе, о сложных и узких местах, создающих трудности в работе. В процессе собеседования выясняется уровень работника, определяются пробелы в его образовании, недостатки квалификации. В это же время определяется целесообразность изучения отдельных разделов науки, экономики, техники и др. областей знаний, уточняется цель и устанавливаются сроки ее достижения. Если необходимо, то в процессе составления индивидуального учебного плана прогнозируются этапы обучения в образовательных учреждениях, центрах и стажировка по осваиваемым областям знаний.

Обычно индивидуальный учебный план составляется на 2 - 3 года, согласовывается с руководителем структурного подразделения и утверждается директором по персоналу или лицом, выполняющим его функции.

Личный учебный план по самообразованию работника включается в сводный план внутрифирменного профессионального развития персонала, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Этапы выполнения плана контролируются службой кадров организации.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА

Важную роль играет информационное обеспечение работника достоверными источниками знаний. Подбор и изучение профессиональной литературы, включающей учебники и учебные пособия, методические рекомендации и справочники, нормативные документы федерального уровня, отраслевые и внутри организации, весьма трудоемкий процесс, С каждым годом число книг, статей из журналов, сборников семинаров и конференций возрастает в геометрической прогрессии.

Если еще недавно специалисты страдали от нехватки литературы, отсутствия не только зарубежной, но и отечественной информации, то теперь с введением новейших (компьютерных, электронных) технологий информации появились трудности выбора и достоверности опубликованных теоретических и практических фактов, а также эффективности их применения.

Никакие современные системы не могут пока заменить человека в окончательном принятии решения, но они создают необходимые условия для повышения производительности труда при изучении того или иного материала. Невероятные современные информационные возможности позволяют работнику в практически любом географическом месте страны использовать не только накопленные в мире знания и опыт работы, но и на виртуальном уровне посещать музеи и выставки, ощущать себя участником семинара и конференции, задавать вопросы и участвовать в дискуссиях по затронутым проблемам, В любом случае, вне зависимости от носителя источника информации (бумажного или электронного) процесс познавания заключается в чтении, глубине понимания прочитанного, умения определять связь между сведениями, полученными из вновь прочитанной литературы, с ранее приобретенными знаниями и практическими результатами.

Следует напомнить тем, кто занимается самообразованием, что так называемое механическое чтение, когда читатель пробегает глазами текст, не успев вдуматься в него, не может принести какой-либо пользы, Наилучших результатов добивается тот, кто убежден, что чтение - это процесс сам по себе творческий, доставляющий удовлетворение читающему, позволяющий определить свое мнение о прочитанном.

Лучший способ усвоения - ведение записей в различной форме. Наиболее распространенными формами ведения записей являются: конспект, реферат, план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, Эти формы должны применяться не только в традиционном рукописном виде, но и при работе с компьютером.

Было бы весьма полезно иметь в организации методические рекомендации по работе с литературой (информацией), отраслевыми и местными материалами. Если работник ведет записи в процессе самообразования, то в необходимых случаях он может быстро подготовиться к лекции, семинару, конференции, докладу и др. научно-практическим мероприятиям. С другой стороны, в последующем другим работникам фирмы не придется изучение источников информации начинать с нулевого уровня, т.к. возможно ознакомление с ранее составленными записями. Такая возможность реализуется на практике, если записи проводятся по стандартной форме, на стандартизованных электронных или бумажных носителях.

Накоплению знаний способствует и свободный обмен мнениями на семинарах и конференциях, которые позволяют также и оттачивать мастерство устных выступлений, ответов на вопросы участников, проведения научных дискуссий. В этих условиях у фирмы появляется возможность обрести не только знающего специалиста, но и преподавателя в системе непрерывного внутрифирменного профессионального обучения работников.

В основу таких методических рекомендаций должен быть положен классификатор рубрик и словарь терминов и определений для использования накопленных материалов многими работниками организации.

Если всем вооружиться несложным правилом изучения литературы, то через прошедшие месяцы и годы вы пронесете в памяти отдельные воспоминания о прочитанном, а записи помогут восстановить забытые детали.

Необходимо предостеречь от использования ошибочных и недобросовестных, а порой и заведомо ложных публикаций. Некоторые авторы делают это несознательно, прийдя к ошибочным результатам. Вместе с тем, имеются целенаправленные статьи, когда, опасаясь конкурентов или желая ввести их в заблуждение, приводятся в периодической печати и других информационных источниках сведения ложного характера. Надо иметь в виду, что в научных кругах разработаны критерии достоверности публикаций.

Одним из таких критериев является индекс цитируемости автора публикаций. Составляются статистические отчеты, сколько раз и кто ссылался на данного автора и в зависимости от этого определяется величина индекса.

И все же самым важным при изучении информации является сопоставление получаемых сведений с поставленной перед собой целью. Не нужно бояться корректировки плана работы по самообразованию. Всегда могут возникнуть новые проблемы, практические задачи, которые можно решить только в результате корректировки ранее обозначенных направлений самообразования.

Кадровым службам необходимо фиксировать все изменения, чтобы на предыдущем опыте последующие работники не несли лишних затрат времени и средств фирмы.

4. ФАКУЛЬТАТИВ

Работник, занимающийся самообразованием должен иметь возможность посещать занятия различных групп в системе непрерывного внутрифирменного профессионального развития персонала. Это необходимо для ознакомления с теми областями знаний, необходимость в которых возникла в процессе изучения плановых дисциплин и предметов.

Но, несмотря на возникновение новых проблем, необходимо постоянно изучать следующее:
• принципы экономического анализа;
• патентоведение, изобретательство и рационализаторскую деятельность;
• современные методы поиска новых идей и организационно-технических решений;
• порядок составления и реализации предложений по повышению эффективности производства (бизнес-план);
• педагогическое мастерство;
• основы стандартизации, сертификации, повышения качества продукции и труда.
К сожалению, на практике специалисты уделяют внимание изучению в основном дисциплин, соответствующих базовому образованию и значительно реже должностным функциям.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ

Главной целью самообразования работника наряду с повышением своей квалификации является совершенствование производства.

Обычно необходимо стремиться к идеальному решению задачи. Идеальным решением является такое, когда при минимальных затратах времени и ресурсов создаются лучшие в мире конкурентоспособная продукция и услуги.

Проводя экономический анализ, патентные исследования, изучая информацию по аналогичным фирмам составляется проект бизнес-плана, включающего не только финансовые и материальные потребности, но и повышение интеллектуального уровня работников. Разрабатываются условия сертификации производства, продукции, услуг, персонала. В дальнейшем, на основании результатов сертификации принимается решение о дальнейшем развитии организации, фирмы.